Систематический процесс воздействия человека на животное, целью которого является обучение и выработка действий с усвоением навыков, выполняемых при определенных сигналах, носит название дрессировка. Она необходима в случае оказания помощи человеку в определенных условиях при различных видах его деятельности. Дрессировка - это своеобразное взаимопонимание между человеком и собакой.
Все известные методы применяются исключительно индивидуально к каждой собаке. Дрессировка вырабатывает у подопечного стандартные модели поведения, которые пес может применять самостоятельно при определенных ситуациях. Условный рефлекс, выработанный при помощи дрессировщика и острый ум собаки, способный реагировать на самые сложные сигналы человека, позволяет при правильном использовании предыдущего опыта и приспосабливания своего поведения к новым условиям с точностью воспроизводить команды.
Определяем поведенческий тип собаки
Дрессировщик перед началом занятий определяет поведенческий тип, к которому принадлежит питомец. Их подразделяют на четыре категории по типу темперамента собаки:
холерик – наиболее возбудимый, с агрессивной и безудержной манерой поведения. Ярко
выраженный процесс возбуждения в значительной мере преобладает перед торможением.
сангвиник – относится к подвижному типу и характеризуется в основном быстрой сменой возбуждения и торможения.
флегматик – относится к инертному типу. Все нервные процессы у этих животных сильные, но при этом уравновешенные. Несмотря на то, что условные рефлексы вырабатываются медленно, они отличаются тем, что усваиваются надолго.
меланхолик – относится к самому слабому типу по сравнению с предыдущими тремя. Условные рефлексы у такого животного вырабатываются слабо, с большим трудом, и их проявления не будут стойкими.
Для каждой породы собак предпочтительным является тот или иной тип. Например, выдержка у охотничьей собаки незаменима на охоте. Для таких пород прекрасной характеристикой будет служить ее уравновешенный поведенческий тип нервной системы.
Приемы и методы дрессировки и воспитания
Если рассматривать процесс дрессировки в глобальном плане, можно отметить, что эффективность обучения питомца будет во многом зависеть от общего курса, включающего теорию, технику и практические занятия по дрессуре.
Существует большое количество методов, но все они имеют общие принципы, которые были основаны и описаны академиком Павловым. Приучая собаку к определенному типу поведения в заданной обстановке, у нее вырабатывается условный рефлекс. При этом необходимо помнить, что у животных высшая нервная деятельность отличается от человеческой, и они способны воспринимать и постигать то, что им удается попробовать на вкус, понюхать, услышать или увидеть.
Функции, которые выполняет нервная система собаки, крайне сложны. Они отвечают не только за работу внутренних органов животного, но и помогают ему воспринимать и реагировать на окружающую среду, в качестве ориентиров использовать разные раздражители: зрительные образы, звуки, запахи и прочее.
Применяя эти знания в естественной жизни, собака воспринимает не отдельные виды раздражителей, а их общую совокупность. Каждый из раздражителей в свою очередь воздействует на те или иные рецепторы, или чувствительные окончания нервных клеток. Сигнал, принятый рецептором, поступает в отдел головного мозга по нерву, в котором происходит его анализ. Там же осуществляется и финальная обработка информации. Именно этот анализ позволяет животному выборочно реагировать на раздражители, выбирая из них только самые важные. Реакция собаки на несущественные в данный момент раздражители тормозится.
Самая большая концентрация этих чувствительных нервных окончаний распределена в органах чувств и на коже собаки, поэтому в процессе дрессировки эти органы играют важную роль. Необходимо понимать, как пес воспринимает окружающую действительность. В связи с тем, что собака не различает цветов, а воспринимает мир только в черно-белой гамме, ее острое зрение позволяет ей различать и улавливать особенности движения, жесты и мимику человека, а также особенности его походки.
Разглядеть идущего человека собаке под силу на расстоянии около 700 м, при дрессировке это ограничивает возможность использования ее зрительных воздействий. Зато слух собаки развит намного лучше. Они способны различить еле уловимые шорохи, произнесенные тихим голосом команды и незначительные шумы. Собака может расслышать звук на расстоянии в четыре раза большем, чем человек. Прекрасно развито у нее и обоняние. Даже самый острый нюх человека собака превосходит в 11,5 тыс. раз. Для этих животных доступны порядка полмиллиона запахов, находящихся вне досягаемых пределов для носа человека.
Дрессировка представляет собой тесное воздействие человека на поведение животного. Зная тип поведения, особенности породы и организма собаки, дрессировщик может определить приемы, которым он будет следовать в процессе дрессуры.
Способы дрессировки
Сегодня активно применяются четыре методики: механическая, вкусопоощрительную, контрастная и подражательная.
1 способ – механический
Этот способ основан на закреплении выработанного условного раздражителя физическими или болевыми ощущениями. Например, при обучении команде «сидеть», помимо голосовой команды, дрессировщик нажимает на круп собаки рукой или сильнее натягивает поводок.
Этот прием способен выработать у собаки безотказное поведение в выполнении всех команд, однако он подходит исключительно для уравновешенных и сильных собак.
Его используют для начальной дрессировки собак, отличающихся флегматичным типом, а также он подходит для караульных пород.
К его недостаткам можно отнести боязнь собаками дрессировщика, также возникают сложности, если при выполнении команд нет заинтересованности, а только принуждение. В результате таких сильных раздражителей между человеком и питомцем не возникает доверительных отношений.
2 способ – вкусопоощрительный
Его основа – пищевой раздражитель. Желая добиться лакомства, собака старается выполнить команду. При этом методе между человеком и собакой с легкостью устанавливаются доверительные отношения, и быстро вырабатывается нужный условный рефлекс.
Недостатки этого метода – не всегда собака безотказна в работе, она может отказаться от выполнения команды, если нет угощения или она сытая. Подкармливая собаку, вы добьетесь от нее выполнения команды, основанной не на выдержке, а на желании поскорее получить свое лакомство.
Этот метод подходит при обучении щенков или собак комнатных пород.
3 способ – контрастный
Этот способ представляет собой сочетание двух предыдущих. Объединяя в себе положительные моменты от двух методов, можно добиться от подопечного выработки устойчивых рефлексов, при этом устанавливается прочный и доверительный контакт между дрессировщиком и собакой.
Недостатков в принципе нет, единственное, что необходимо, так это правильно сочетать в нем оба приема.
4 способ – подражательный
Этот способ применяют при подготовке пастушьих собак, при некоторых видах дрессировки охотничьих пород и собак, готовящихся к караульной службе. Щенки, наблюдая за работой взрослых особей, перенимают их поведение.
Недостатком является то, что не все собаки способны обучаться этим способом.
Особенности дрессуры
Особенностью дрессировки собак-холериков является быстрота выработки условных рефлексов, которые прочно удерживаются, при этом у них медленно наступает утомление. Они легко поддаются дрессировке.
В мозгу процесс торможения происходит с трудом, поэтому он не отличаются стойкостью. Это отрицательно отражается при формировании выдержки и запрещающих команд. Дифференцировка раздражителей слабая, неустойчивая и неточная. Зато такие собаки очень активны и неутомимы в работе.
Сангвиники – энергичные и подвижные, имеют четкую и прочную дифференцировку, быстро образуются положительные и устойчивые условные рефлексы. Обладают постоянством, медленно утомляются и безотказные в работе.
Флегматический тип – спокойные, медлительные и даже вялые. Условные рефлексы и тормозные навыки постоянны и прочно удерживаются. Дифференцировка у них несколько замедленна, но безошибочна. Выносливые и безотказные в работе.
Меланхолики отличаются слабостью нервной деятельности, а также быстрой утомляемостью, трусостью. Не всегда пригодны к дрессировке и службе.
Итак, теоретические основы изложены. Дело за практикой.
Комментарии
Отправить комментарий