Наверняка, каждый, кто хоть раз сталкивался с необходимостью приобретения лодочного мотора, знает, что российский рынок в буквальном смысле переполнен двигателями самых разнообразных производителей. А ведь выбирая данный механизм, следует не только смотреть на его цену и фирму-изготовителя, но и рассматривать каждую характеристику в отдельности, оценивая насколько он подойдет к условиям будущей эксплуатации.
Причем от правильной постановки и решения данной задачи напрямую зависит не только безопасность всего плавания в целом, но и его экономичность.
Помимо характеристик мотора требуется внимательно прочитать паспортные данные катера или лодки, а также определиться с характерным размером транца, который следует сравнить с полученными данными двигателя.
Какими бывают подвесные лодочные моторы?
На сегодняшний день все подвесные моторы подразделяются по типу двигателя: четырехтактные и двухтактные. Различные по своим характеристикам, такие модели обладают, как неоспоримыми преимуществами, так и своими собственными недостатками. Причем однозначного мнения о том, что какой-то из рассматриваемых моторов лучше, а какой-то хуже попросту нет. Предпочтение того или иного двигателя будет зависеть от того, как именно он будет использоваться. Так, например, двухтактные моторы наиболее популярны и обладают достаточно серьезной удельной мощностью, а потому их показателей вполне хватает для решения любых, поставленных перед ними задач. Однако тогда, когда требуется увеличить экономичность, а также добиться минимальных шумовых и вибрационных характеристик, вполне можно остановить свой выбор на четырехтактных моделях, чей больший вес целиком окупается данными достоинствами, а маленький расход топлива в условиях интенсивной работы компенсирует разницу в цене.
Таким образом, если вы любитель рыбалки и, в основном, передвигаетесь на малые расстояния, вам вполне будет хватать мощностей мотора в 2-3 л.с. Если же вы предпочитаете рыбалке водные лыжи, то мощность выбранного мотора должна быть как минимум 30 л.с.
При этом, о чем мы и говорили ранее, выбирая двигатель нельзя ориентироваться лишь на его характеристики – стоит обратить внимание и на требования к мощности устанавливаемых лодочных моторов, оговоренные в паспорте имеющихся плавсредств. Следует помнить, что мощность мотора не должна быть выше максимальных значений, указанных в сопровождающих документах на лодку или катер, а также и то, что с приростом мощности двигателя существенно уменьшается его экономичность.
Помимо вышесказанного следует ответить на вопрос, а может ли катер или лодка осуществлять глиссирование, подразумевающее режим движения на высокой скорости, в течение которого вода смачивает не всю лодку в целом, а лишь ее часть. Таким образом, вес лодки, всех членов экипажа и груза будет скомпенсирован этой частью.
Что касается водоизмещающего режима, то он подразумевает значительное погружение части корпуса в воду и компенсацию общего веса судна силой Архимеда.
Как видим, когда выбор глиссирования исключен, вы вполне можете ограничиться средними или маломощными двигателями, (2-15 л.с.) в зависимости от действующей нагрузки.
Причем в данном случае дополнительные лошадиные силы не только не дадут дополнительного прироста скорости, но и вызовут чересчур сильное волнообразование. Кроме того, установленный в водоизмещающем режиме достаточно мощный двигатель существенно притопит корму лодки, что приведет к опасности захлестывания ее волнами.
А вот в случае с глиссирующей лодкой недостаток мощностей вполне может привести к невозможности развития максимальных скоростей и не выходу на глиссирование при существенной нагрузке. Следует помнить, что для осуществления вывода лодки на глиссирование следует соблюдать следующее условие: отношение мощности двигателя, измеряемая в л.с. к общему объему лодки в кг в самом общем случае должно быть больше 1/25, для лодок, обладающих хорошо выраженным килем - 1/20, для улучшенных моделей лодок, оптимизированных под глиссирование – 1/35.
Однако требуется соблюдать и меру – избыточная мощность может сделать глиссирующую лодку чересчур неустойчивой, что может привести к опрокидыванию и, как следствие, к фатальным последствиям.
Во избежание всех вышеозначенных неприятностей на сегодняшний день существуют общие рекомендации, служащие ограничителями мощности устанавливаемого двигателя в зависимости от того, чему равно произведение максимальной ширины транца на длину самой лодки. Так, например, ограничения для лодок 4x1,4 м составляют 30 л.с., для лодок 3x1,18 м - 3 л.с., а для лодок с габаритами 4,6x1,8 - 85 л.с.
Однако существует и еще один весьма важный фактор, согласно которому мощность мотора должна ограничиваться характеристиками корпуса по прочности, который вполне может развалиться под воздействием частых и достаточно сильных ударов волн.
Как видим, определяя максимально возможную мощность лодочного мотора, следует в обязательном порядке ознакомиться с ограничениями, расписанными в паспорте катера или лодки.
Кроме того, выбирая подвесной мотор, иногда следует учесть и следующие его характеристики.
Зажигание
Перед многими владельцами лодками встает вопрос, а какое, собственно говоря, зажигание выбрать – электронное или обычное? Попробуем разобраться. В отличие от используемой несколько ранее обычной системы зажигания с контактным прерывателем, обладающим достаточно слабой искрой, сильная искра, выдаваемая при применении бесконтактной электронной системы зажигания, обеспечивает стабильную работу двигателя на небольших оборотах, а также его надежный запуск.
Дистанционное управление
Не секрет, что для безопасного и удобного управления глиссирующих на больших скоростях лодок требуются не только профессиональные качества рулевого, но и весь доступный ему обзор. При классическом расположении мотора на корме глиссирующей лодки с большими или средними габаритами решение перенести управление вперед – к рубке яхты или ветровому стеклу будет вполне целесообразно. Это не только сможет увеличить обзор, но и сделает переходы более комфортными. Причем отличным дополнением к такому управлению станет электростартер, полностью оправдывающий потраченные на него средства.
Подводя итоги, можно сказать, что в том случае, когда существует потребность в высокой скорости в ущерб экономичности, вполне можно приобрести двигатель большой мощности. Однако следует помнить, что каждое судно обладает своими требованиями по обеспечению условий безопасности. Почему? Дело в том, что при возрастании скорости судна увеличиваются и силы, воздействующие на корпус, а потому при превышении некоего порога безопасности, данные силы могут перевернуть лодку или же вызвать разрушение ее корпуса.
Комментарии
Отправить комментарий