В некоторых регионах России болота – явление довольно распространённое. Часто именно на них самые лучшие охотничьи угодья. А частенько именно там, на труднодоступных озерах и речушках водятся такие рыбные экземпляры, «что ни в сказке сказать, ни пером описать».
Для того чтобы рассказывать о болоте и способах его преодоления нужно пояснить некоторые термины, присущие этому явлению:
- мари – болото, покрытое кочками,
- можачины – места между кочками, заполненные стоялой водой или жидкой грязью,
- гать – жерди, уложенные между кочками, по можачинам,
- топь (на севере её называют няша) – зарастающий водоём,
- релки – сухие островки на болотах,
- зыбун – островок из живых и умерших растений, плотно переплетённых между собой, которые наросли на водоём в процессе его заболачивания.
Виды болот и их характеристики
Однако, болото болоту – рознь. Вообще, их различают трёх видов:
- верховые (они же моховые),
- низменные (они же травяные)
- лесные.
Первый вид болот встречается на водоразделах. Водой верховые болота напитывают осадки, талый снег. Поэтому наиболее проходимыми они становятся в период с середины до конца лета. В этот период преодолеть его, хоть пешком, хоть на автомашине не составляет никакого труда. Но в остальное время оно становится неодолимым препятствием для техники, а для человека представляет серьёзную трудность. Признаком такого болота является отсутствие растительности. Всю поверхность болота застилает мохнатый ковёр, кое-где пейзаж разбавляет одинокая угнетённая сосна.
Низменные болота называются так, потому что располагаются в низинах местности, в поймах ручьёв и рек. Источником воды в них являются грунтовые воды, поэтому проходимость таких болот напрямую зависит от их уровня. Когда он опускается ниже уровня земли, болото подсыхает, становится проходимым и для человека, и для машины. Но стоит уровню вод подняться на уровень земли или выше его и автомобиль уже не сможет преодолеть эту преграду. Да и человеку это дастся с трудом. Признаком такого болота может служить только пониженная местность. Растительность может быть представлена и только травой, и слегка разбавленной кустарником и деревьями, и сплошными зарослями тростника.
Лесные болота могут подпитываться как талой и дождевой водой, так и грунтовыми водами. Их проходимость напрямую зависит от уровня воды и частично от вида деревьев в лесу. Каким-то образом сосны воздействуют на уровень воды в плане его понижения. Поэтому в сосновых лесах болота проходимы даже для машин. Правда, не для каждой. Человеку же, имея определённые навыки, под силу преодолеть болото в любом лесу: сосновом, берёзовом, еловом или смешанном. Но следует помнить, что в просветах между деревьями, под слоем растительности, могут оказаться гниющие стволы упавших деревьев. Наступать следует осторожно, чтобы не повредить ноги. По сути, придётся перебираться через эти пространства от кочки к кочке, которые находятся у корней деревьев. Особенно следует сторониться «полян», заполненных водой. Они могут оказаться топью, а островки на них – зыбунами.
Кстати, наличие зыбунов – признак того, что болото торфяное. Им со временем может стать любое болото. Единственным условием для этого является наличие водоёма со стоячей водой. В процессе зарастания этого водоёма будут образовываться сначала зыбуны, а потом торф. Насколько проходимо такое болото, можно определить по состоянию торфа. Нужно оторвать кусок от растительного покрова и сильно сжать в кулаке.
- Если не будет ощущаться уменьшение его объёма и ладонь останется сухой или почти сухой, то такой покров способен выдержать до килограмма каждым своим квадратным сантиметром. По нему даже машина сможет проехать.
- Если торф слегка уменьшится в объёме и ладонь будет сырой, значит максимальная нагрузка, которую он сможет выдержать около 750 грамм на сантиметр в квадрате. В принципе, большинство автомобилей тоже смогут перемещаться по поверхности такого болота.
- Хуже, когда уменьшение объёма торфа заметно настолько, что пальцы его продавливают, а вода выделяется крупными каплями. Такой покров вряд ли выдержит нагрузку больше полкилограмма на квадратный сантиметр. По нему сможет перемещаться автомобиль, но только с широкими шинами и полным приводом, либо гусеничный трактор.
- В случае, когда пальцы полностью продавливают торф, а выделяющаяся вода стекает струйками по руке, покров с трудом будет держать на каждом квадратном сантиметре по 250 грамм. А это значит, что техника по нему уже не пройдёт. Человеку тоже будет сложно перемещаться по такому болоту, но возможно.
- Самый непреодолимый вариант, когда торф при сжатии расползается между пальцами, превращаясь в жидкую кашицу. Предел прочности такого покрова не выше 120-140 грамм на сантиметр в квадрате. Пройти его пешком представляется крайне маловероятно. Даже с применением всех мер безопасности.
Правила перехода через болото
Человек обожает спорить с природой. Поэтому пытается залезть даже туда, куда на первый взгляд, забраться невозможно. Но зато в процессе вырабатываются правила максимально безопасного прохода для тех, кому захочется или понадобиться повторить этот путь. В деле преодоления болот тоже есть некоторые правила.
Прежде всего, нужно отдавать себе отчёт, что перемещение по болоту – не для слабаков. Причём имеется в виду не только физическая форма (само собой она должна соответствовать уровню предстоящих физических нагрузок), но и духовно-психическое состояние человека. Нужно, чтобы он, в экстренной ситуации, не запаниковал, вспомнил, как и что нужно делать для спасения и сделал это. От подготовки каждого члена группы (а по болоту лучше ходить группами, больше шансов на благополучный исход) зависит жизнь и здоровье всех, кто в неё входит.
Кроме этого, тот, кто хочет пройти через болото, должен быть готов часами идти со скоростью не больше 10 километров в час (быстрее вряд ли получится), в мокрой, а потому тяжёлой одежде, часто не имея возможности отдохнуть пару минут, даже стоя. И в качестве «десерта» к этому набору «удовольствий» - постоянное агрессивное «сопровождение» кровососущих насекомых в несметных количествах.
Итак, если на пути оказалось болото и принято решение его перейти, нужно произвести разведку. Определить вид болота и состояние его верхнего покрова. Найти поблизости максимально высокую точку, с которой попытаться определить размеры болота, наличие троп, местоположение и размеры «окон» открытой воды, наметить ориентиры. При этом обращать внимание на деревья, особенно если они стоят группой, и звериные тропы. Хорошо бы найти лосиную тропу. У этих животных очень хорошо развито чутьё, они безошибочно определяют, где можно пройти, а где это опасно. Повезёт, если на деревьях окажутся затёсы – это будет означать, что по болоту проложена гать, а затёсы указывают, где именно. Если в группе есть опытные люди, будет лучше, если они, оставив груз, пройдут болото налегке, наметят безопасный путь, уложат гать в наиболее труднопроходимых местах.
Найти наименее опасную дорогу помогут сосновые деревья, густая трава и муравьиные кучи. Там, где это есть уровень воды, а стало быть, опасности, невысок. У опасных мест тоже есть признаки. Не стоит приближаться к берёзам и осинам, к местам, где растёт много осоки. Нужно обходить стороной пятна яркой зелени. Скорее всего, это топь.
Перед выходом на болото нужно подготовиться:
- Перебрать содержимое груза. Всё, что может испортиться в результате попадания в воду, нужно дополнительно обезопасить, убрать в непромокаемые пакеты и уложить в середину рюкзака.
- Одежда и обувь должны быть удобными, исправными, застёгнутыми на все пуговицы и молнии, не иметь выступов, которыми возможно за что-нибудь зацепиться. Обувь должна иметь высокие голенища, брюки должны быть заправлены внутрь.
- Если предусматривается, что группа будет возвращаться этим же путём, безопасный маршрут через болото нужно отметить метками. Для этого следует заранее приготовить, чем метить: вешки, куски бинта или яркой материи.
- Желательно (а в некоторых случаях необходимо), чтобы каждый член группы имел крепкий шест. Лучше, если это будет шест с рогатиной. Он не будет сильно проваливаться, сможет выдержать больший груз. Во время перехода особо опасного места будет хорошо, если один или несколько членов группы будут иметь шест с кольцом. Их нужно сделать заранее. К концу шеста привязывается несколько веток, переплетённых верёвками, лыком или ремнями. Эта конструкция должна быть достаточно надёжна, потому что именно это кольцо подаётся тому, кто провалился.
- Лямки рюкзака нужно ослабить, застёжки расстегнуть. Это поможет быстро и без лишних резких движений скинуть рюкзак.
Правила, которые следует соблюдать в пути
Идти по мари нужно след в след, на расстоянии 4-5 метров друг от друга, от кочки к кочке. Места отдыха и привалов можно устроить на релках, стволах больших упавших деревьев. Если покров болота слабый, идти нужно быстро, мелкими шагами, не задерживаясь на одном месте, наступать на всю ступню.
Можачины лучше проходить по гатям. Если можачины длинные, а кочки небольшие и редкие, то можно передвигаться по болоту методом живой гати. Для этого заготавливается нужно число длинных и прочных жердин. Укладывается гать, по которой идёт группа. Последние в ней забирают жерди позади себя и передают их по цепочке вперёд. Передние их снова укладывают.
Шест следует держать горизонтально на уровне груди, можно опираться на него при переходе особо опасных участков. Велик соблазн перепрыгнуть с одной высокой кочки на другую. Однако делать этого не стоит. Важно помнить, что земли здесь нет или почти нет. Поверхность в любой момент может предательски вывернуться из-под ноги.
Если нужно пройти топь или зыбуны, следует принять дополнительные меры безопасности:
- Обязательно проложить гать.
- Увеличить расстояние между членами группы до 7-8 метров.
- Направляющего обвязать верёвкой, конец которой будет держать в следующий за ним. В случае провала первого человека, за верёвку его можно будет быстро вытащить.
Если топь большая или их несколько друг за другом имеет смысл увеличить площадь опоры для ног. На скорую руку это делается из веток лиственных деревьев или лап ельника или сосны. Они большим пучком привязываются к ступням ног. Но если есть время, лучше изготовить болотоступы. Они более эффективны в плане распределения веса по площади. Берётся толстая, гибкая ветка или ствол молодого деревца. Выгибается в петлю и связывается. Затем по окружности оплетается ветками, лыком, полосками кожи или верёвкой, переплетая витки в центре. Затем к раме прикрепляется перекладина, за которую приспособление привязывается к ноге.
Если, несмотря на все меры предосторожности, кто-то из членов группы провалился, главное что нужно сделать – это успокоиться и как можно быстрее избавиться от рюкзака. Лишний груз быстрей утопит. Если шест был у груди, то при падении он окажется рядом. Нужно, не делая резких движений, подтянуть себя к нему и лечь на него грудью. Отдышавшись, как можно плавнее, постараться поднять себя, опираясь на шест. Если поблизости окажется куст или длинная трава, можно использовать их в качестве упора. Оказавшись на более твёрдой поверхности, не нужно пытаться встать, лучше отползти от опасного места подальше. Члены группы, разумеется, должны помочь провалившемуся всеми возможными способами: кинуть верёвку, протянуть конец своего шеста, либо загатить место рядом с ним и оттуда протянуть руку. Это нужно делать быстро, но без резких движений. И главное, не забывать о собственной безопасности. Вместо помощи товарищу можно самому попасть в беду.
Преодоление болота зимой облегчается низкой температурой. Однако следует помнить, что самый крепкий лёд на низменных болотах. Он легко выдерживает транспорт. Верховые замерзают позже и лёд на них не очень крепкий. Однако перемещаться по ним пешком зимой довольно безопасно. А вот лесные болота замерзают долго. Мешают деревья и кустарники. Но даже после полного замерзания ходить по ним следует с опаской, возле зыбунов лёд может оказаться довольно тонким.
Комментарии
Отправить комментарий