Коротко о возникновении лодок
Средства для передвижения по воде создавались людьми и в самые отдаленные времена, причем выполнялись они из тех материалов, которые на тот момент человек мог обработать и приспособить. Самые простейшие лодки изготавливали из тростника или папируса, совершая плавание на них не только по рекам и озерам, но при наличии паруса и по морям. Позднее люди научились выдалбливать плавучие средства из ствола дерева, используя для этого дуб или ливанский кедр. Изготавливали их и из надутых воздухом шкур животных, и из кожи на костяном или деревянном каркасе. Основным условием для лодки тех времен была ее способность не тонуть. И только несколько веков спустя люди стали приспосабливать плавучие средства для рыбалки.
Эволюция таких лодок также развивалась в зависимости от материалов, которые человек научился обрабатывать в то или иное время. Конструкция плавучих средств становилась сложнее, а для их постройки применялись более усовершенствованные материалы. Долбленые и сколоченные из досок лодки сменили скрепленные между собой баллоны, накачанные воздухом. Именно они стали прототипом надувных конструкций, которые совершили настоящий переворот в маломерной рыболовной отрасли. Конечно, те далекие предки кардинально отличались от современных лодок из ПВХ: сегодня эта продукция значительно привлекательнее по внешнему виду, имеет лучшие эксплуатационные качества и гораздо надежнее.
С середины XX-го века началось массовое производство металлических лодок, и любители рыбной ловли смогли приобретать в свое пользование пусть небольшое, но настоящее судно, которое наилучшим образом было приспособлено для удачной рыбалки. Такие модели маломерных судов из металла, как «Казанка» и «Воронеж» тысячами появились на водоемах и стали новой вехой в развитии технологий для рыболовства.
Открытие материалов из полимера привело к тому, что на поток был поставлен выпуск пластиковых лодок. Позже в продаже появились специальные маломерные суда, которые оснащались приспособлениями, необходимыми для рыбалки: устанавливались отдельные рундуки для складирования пойманной рыбы и перевозки, хранения живцов, а также крепления для снастей.
Современные лодки, предназначенные для любительской ловли, подразделяются на несколько видов.
Относятся к самым древним плавучим средствам, при изготовлении которых мало что изменилось за прошедшие столетия. Рыболовы-умельцы при строительстве лодок используют фанеру или специальным образом подготовленные оструганные доски, такие конструкции достаточно крепкие и надежные и служат хозяевам не одно десятилетие.
В каждом регионе существуют свои традиции изготовления деревянных лодок, именно этим и обусловлено обилие разнообразных моделей. Ведь каждый рыболов-любитель стремится приспособить свое творение под местные условия ловли.
По сей день деревянные лодки являются одним из основных атрибутов многих любителей рыбалки, проживающих в сельской местности, и тех, чей населенный пункт расположен рядом с большим водоемом.
Эластичная резина, из которой начали изготавливать надувные лодки, появилась в 19-м веке, ее прототипом стала водонепроницаемая ткань, пропитанная соком каучукового дерева, произраставшего в Южной Америке.
Создаваемые в течение долгих лет маломерные суда для рыбалки из прорезиненной ткани, были очень тяжелыми и недолговечными, но в прошлом веке обладатели настоящих переносных лодок среди рыболовов-любителей считались счастливчиками и становились кумирами.
С течением времени изменялись и совершенствовались материалы и технология их изготовления: появились ткани из ПВХ (поливинилхлорида) и методы их сваривания. Это привело к тому, что лодки из этого новейшего материала стали основным атрибутом в арсенале рыболовов и постепенно вытеснили другие виды маломерных судов. Плавучие надувные средства из ПВХ имеют устойчивое днище, а оснащенные мощным мотором, значительно превосходят по своим эксплуатационным характеристикам лодки пластиковые и металлические. Сейчас они широко используются не только рыболовами и охотниками, но служат и патрульными, спасательными средствами.
За последние годы популярность лодок, производимых промышленностью из алюминия, дюралюминия и стали, то взлетала на недосягаемую высоту, то наблюдался ее резкий спад. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что на рынке плавучих средств появлялись суда из других инновационных материалов, что и приводило к значительному снижению продаж металлических лодок.
Маломерные суда для рыболовства из алюминия и его сплавов обладают сравнительно небольшим весом и удобством при транспортировке, они не требуют особого ухода и несложны в ремонте. При правильной и грамотной эксплуатации такие лодки способны прослужить не один десяток лет.
Но у них имеется один существенный недостаток в виде «гремучести», так как даже при малой волне вода, бьющаяся о борт лодки способна отпугнуть рыбу на несколько метров. Хотя в последнее время конструкторы стараются устранить эти отрицательные качества, и им это удается, примером может служить все та же знаменитая «Казанка». К тому же металлические лодки имеют достаточно высокую цену, поскольку при их изготовлении используются довольно сложные и трудоемкие технологии производства.
Плавучие средства из полимеров выпускаются современной промышленностью в широчайшем ассортименте и имеют многочисленные достоинства:
- Материал, из которого изготовлен корпус, не гниет и не подвергается воздействию коррозии даже в соленой воде;
- Непотопляемость. Даже если такую лодку заполнить водой, она не утонет, поскольку в корпусе предусмотрены пустоты, удерживающие ее на плаву при любых условиях;
- Сравнительно невысокая стоимость;
- Хорошая проходимость. Пластик позволяет производить лодки, имеющие различную форму и конфигурацию дна. Судно с плоским дном способно беспрепятственно передвигаться по мелководью и местам, заросшими водорослями.
Однако и у пластиковых лодок имеются минусы – это большой вес, который не уступает массе металлических аналогов, и недолговечность. Корпус из пластика довольно быстро приходит в негодность, особенно при частых ударах о твердую поверхность, причем самостоятельно такую модель починить вряд ли удастся.
Сейчас на водоемах все чаще появляются небольшие рыболовные лодки, для постройки которых применяются разные виды материалов, например, комбинируются полимеры и деревянные элементы.
Наиболее популярными стали средства, в создании которых используется влагостойкая фанера, обычно бакелизированная, с покрытием из стеклоткани с эпоксидными наполнителями. Такие лодки обычно строят народные умельцы-любители рыбной ловли, хотя и промышленность выпускает аналогичные модели.
Комбинированное маломерное судно обладает чрезвычайной легкостью, надежностью при эксплуатации, непотопляемостью, благодаря вкладкам из пенопласта, и долговечностью.
Простота изготовления и пластичность материалов позволяет рыболову создавать уникальные лодки, которые полностью приспособлены для рыбалки и отвечают его собственным запросам. К минусам комбинированных образцов можно отнести хрупкость корпуса.
Какое рыболовное плавсредство лучше
Таким вопросом задаются практически все рыболовы-любители, пришедшие в магазин для покупки лодки. И, действительно, какое же средство для передвижения по воде сегодня самое лучшее, дешевое и надежное?
Выбор лодки зависит от множества факторов, таких как место проживания рыболова, частота его поездок на рыбалку и т.д. Например, жителю села, расположенного на берегу естественного водоема, совсем не обязательно приобретать металлическое или любое другое судно дальнего действия. Целесообразнее самому смастерить деревянный или пластиковый аналог, который обойдется значительно дешевле, а служить будет также долго.
Если любитель рыбной ловли живет в городе, а рыбачит на одном и том же водоеме, то предпочтительнее будет оставлять лодку в близлежащем населенном пункте, у берега реки или озера. И абсолютно бессмысленной будет покупка современного надувного судна из ПВХ, которое придется перевозить туда-сюда, когда можно доехать до водоема без дополнительной ноши и прекрасно ловить рыбу с собственной лодки.
А вот для рыбалки на дальнем, особенно мало знакомом водоеме, оптимальным решением станет современная и надежная лодка из пластика или металла, которую можно привезти на трейлере, прицепленном к автомобилю.
Впрочем, выбор лодки – это сугубо индивидуальное дело самого рыболова, основанного на его вкусах и предпочтениях. Кому-то по душе придется металлическая «Казанка», кому-то – надувная модель, а для кого-то любимым плавучим средством станет созданная своими руками небольшая лодка из пластика и фанеры.
Советы по выбору рыболовной лодки
Прежде чем идти в магазин за таким серьезным приобретением и выбирать там тип и модель лодки, следует ответить самому себе на некоторые вопросы. На чем будет доставляться плавучее средство к водоему, в каком месте вы предполагаете хранить лодку, ее оборудование и двигатель между поездками на рыбалку? Каким должно быть оснащение лодки, чтобы стать полноценным рыболовным судном, в котором вам будет удобно и комфортно ловить рыбу? Какие гарантии дает изготовитель на ту или иную модель? И ответы на эти и подобные им вопросы лучше обдумать задолго до приобретения рыболовного судна.
Также можно осуществить предварительный виртуальный выбор лодки в интернете, внимательно просмотрев и изучив каталоги производителей и прочитав отзывы пользователей-рыболовов. И только потом отправляться в магазин, где более тщательно осмотреть выбранную модель и прицениться к стоимости.
При выборе любого вида лодки, металлической, пластиковой или надувной, все же следует придерживаться основных общих правил.
Покупая маломерное судно для рыбалки, не нужно останавливаться на более дешевых моделях, мотивируя это тем, что со временем вы приобретете более дорогую лодку. Как правило, такое время наступает крайне редко, а в большинстве случаев – никогда. А вот использование лодки, которая не радует душу и не приносит удовольствия, может негативно сказаться на увлечении рыбалкой и вам не захочется больше выйти на середину озера или реки. Так что лучше немного подождать, подкопить финансовые средства и приобрести рыболовное судно своей мечты.
При выборе лодки следует помнить, что комфорт и удобство во время рыбалки во многом зависят от размеров судна. Чем оно больше, тем комфортнее чувствует себя рыболов в нем. Ведь для заброса снастей и вываживания рыбы необходимо свободное пространство, чтобы рыбаку было, где развернуться для выполнения этих манипуляций.
Самым важным правилом считается подбор лодки одновременно с двигателем для нее с учетом характеристик их обоих. Не следует приобретать большое судно, а к нему маломощный мотор. Поездки по водоему призваны приносить удовольствие, а не досаду от того, что ревущий двигатель не справляется с большой нагрузкой и вот-вот заглохнет. И то, что сейчас рыболов не в состоянии позволить себе более мощный мотор из-за нехватки денег, не может служить оправданием. Многие рассуждают так: появятся средства – куплю двигатель лучше. Но не стоит забывать, что и за приобретенный уже мотор выложено немало денег, которые через год просто пропадут, когда вы купите двигатель, соответствующий размеру вашего судна.
Одним из важнейших факторов при выборе рыболовной лодки являются ее параметры, то есть ширина и длина. Опытные рыболовы советуют выбирать судно с большей длиной при прочих равных условиях. Благодаря нескольким лишним сантиметрам судно ведет себя на воде совершенно по-другому, да и в режим глиссирования оно будет выходить намного быстрее. Конечно, более длинная лодка стоит дороже, но с этим придется смириться.
Каждый настоящий рыболов-любитель мечтает о хорошей, добротной, надежной и долговечной лодке. Поэтому выбирать ее нужно с осторожностью, без спешки и суеты, к покупке отнестись серьезно и вдумчиво, чтобы потом не пришлось жалеть о неудачном приобретении.
Комментарии
Отправить комментарий