Для надувных лодок существуют самые разнообразные конструкции парусных сооружений. Наиболее оптимальным признан кэт шпринтового вида, максимально допустимая площадь парусов которого составляет 4-5м². Чтобы с управлением справился малоопытный владелец лодки, площадь уменьшают на 1-1,5м² при помощи рифов, входящими в оснащение паруса.
Если судно слишком валкое или высота его надводных бортов небольшая, то площадь парусов уменьшают до 8 L • В, когда отношение длины к ширине составляет больше 3,5.
Для крепления всех основных деталей такелажа и рангоута в виде мачты, вант и шверц-балки используется поперечная деревянная балка, которая пропущена через уключины из резины. Мачта установлена в подвеске, изготовленной из мягкой проволоки, а поддерживают ее ванты, которые прикреплены к рейкам из дерева, проходящим вдоль кормовых бортов. На выступающие наружу из уключин концы от поперечной балки навешиваются планки, куда прикреплены дюралевые шверцы. Проволочные стопоры удерживают планки, а шайбы, вплотную прижатые к уключинам при помощи проволочных шплинтов, – саму шверц-балку, исключая ее поперечные перемещения. Помимо вант, на продольных рейках закрепляются петли-уключины, выполненные из прочного троса, и стаксель-шкоты.
Мачта, длина которой составляет 2,6м, для облегчения транспортировки изготавливается из 2-х отрезков трубки, имеющей толщину стенок 1,5мм и диаметр 40мм. Стоячий такелаж в виде вант и штага, выполненный из синтетических тросов, прикрепляется бугелю из скрученной проволоки, расположенному на топе мачты.
На доску, которая пропущена под ручками на концах баллонов, служащих для переноса надувной лодки, навешивается руль. Кроме того, доска имеет специальное отверстие для баллера. Две планки, между которыми устанавливается откидывающееся перо руля, представляют собой верхнюю его часть. К кормовой поперечине прикреплены утки рымы и гика-шкотов, которые предназначены для установки продольных балок.
Если надувная лодка имеет пайолы, то крепление шверцев и мачты, являющееся самым ответственным узлом, выполняется более надежно. Тогда шверц-балка закрепляется на поперечную реку пайола при помощи щитка из фанеры размером 750х350мм и книц. При этом мачта устанавливается в пятнерс и степс, который закреплен на настиле пайола. Шверцы, вращающиеся по торцам балки на штырях, обычно вырезают из бакелизированной фанеры, толщина которой должна быть не менее 8-10мм. Две планки из фанеры, имеющие трапециевидную форму, расположены по торцам шверц-балки и удерживают шверц вертикально. В момент касания грунта шверцы откатываются назад, а когда они не нужны, их поднимают вверх и фиксируют горизонтально при помощи гаек-барашков.
Грот прикрепляется к мачте и гику посредством синтетического троса через люверсы, а стаксель – при помощи передней шкаторины к тросу из стали, который одновременно является и штагом.
Необходимо отметить, что стаксель приводит к значительному усложнению конструкции парусного вооружения и дополнительным трудностям при оснастке надувной лодки. Поэтому, многие судовладельцы предпочитают менее сложное вооружение, которое состоит только из грота. Именно таким вариантом оснастки снабжена надувная лодка «Нырок-1», хотя он нередко используется и в других моделях. В этой конструкции самым сложным узлом является крепление шверцев. Это объясняется тем, что с их помощью происходит центровка лодки, и они должны свободно перемещаться вдоль борта, сразу закреплять их жестко не допустимо.
Чтобы повысить жесткость корпуса и равномерно распределить нагрузку от парусной оснастки, на днище надувной лодки устанавливают опору из дюралевых трубок (можно взять половинки спортивного обруча), которые подогнуты по его обводам и поддерживаются в продольном направлении с помощью трубок от лыжных палок. На нее надевается степс кольцо, являющееся отрезком трубы. Свободно вращающаяся мачта вставляется в пятнерс – трубу толщиной 1мм и диаметром 40мм, раскрепленную треногой из отрезков лыжных палок и опирающуюся на носовой рым и края сидений.
Также на двух отрезках лыжных палок, которые укладываются вдоль бортов и закрепляются на штатных уключинах и резиновых ушках, устанавливается шверц-балка, представляющая собой дюралевую трубку толщиной 1мм и диаметром 25мм. При помощи передвижения шверцев корректируется центровка надувной лодки.
Перо руля закрепляется на кронштейне, расположенном за кормой, и фиксируется с помощью рым-болта на фланце, который прикреплен к опоре на днище. Для крепления грота к гику и мачте используется тонкий трос.
Два отрезка трубы 45х1мм и 1151х5мм каждый соединены между собой муфтой и служат мачтой. Стоячего такелажа нет, а парусом управляют с помощью гика-шкота, который пропущен через блок, зафиксированный на рулевом кронштейне.
Комментарии
заказать продвижение сайта у частника или в компании логин в скайпе SEO PRO1
Отправить комментарий