До сих пор бытует мнение, и надо сказать, очень даже оправданное, что в районе деревни Дрошино, (Клепиковский район Рязанской области) всегда можно наловить рыбу. С пустыми руками никто не уходит. По большей части там ловят рыбу местные рыболовы, но зная о «беспроигрышной» рыбалке останавливаются и приезжие. Съедут с основной дороги (Москва-Тума), проедут, сколько смогут, дороги здесь считай нет, вытащат из машины снасти и начинается ловля. Места эти всегда считались рыбными.
Ловятся здесь карась, окунь, плотва, ерш, густера, подлещик, подъязок, язь и щука.
Деревня находится в окружении известных водоемов, тут и река Пра, и озеро Шагара. А дорог толком и не было никогда. Еще диакон М. Сервилинъ в 1907 году писал « До 1879 года летомъ чрезъ оное село никогда проезда не было, такъ какъ ни мостовъ, ни гати проездныхъ не было».
Когда-то эта деревня имела 17 дворов и относилось к так называемой Ялмонти, в которую входили еще и деревня Ханино с 26 дворами, и Тюрвищи с 33 , небольшая деревенька Князево с 6 и Ивановская в 32 двора, и Евлево, а также несколько других деревень, многих из которых уже давно нет на картах. А само село Ялмонт, считавшееся среди них самым древним поселением, располагалось на самом краю этого своеобразного полуострова, и омывалось озерами Святое и Шагара. В 50-х годах прошлого столетия село Ялмонт прекратило свое существование. Ничего не осталась от него, кроме разрушенного храма и названия, теперь уже урочище Ялмонт. Да еще затухающих воспоминаний живших здесь когда-то людей и историй, совсем древних и недавних.
Места здесь преинтереснейшие и наикрасивейшие. Как чудесно здесь посидеть и послушать и саму Мещеру, и ее истории.
Жили здесь люди давным-давно. В районе озера Шагара с начала прошлого века идут археологические раскопки. И следует из них, что люди здесь проживали более 3500 лет назад. Нашли даже валовые укрепления населенного пункта, захоронения, янтарные подвески «округлой формы с отверстиями для подвешивания», подвески из клыков диких животных, кремневые ножи, скребки… . Но никто не так и не ответил на вопрос, чем жили наши далекие предки, во что верили, от кого защищались, и на кого нападали сами, и откуда пришли в эти глухие места.
Сейчас эти места, в окрестностях деревни Дрошино, стали притягательными не только для рыбаков и путешественников, но и для искателей кладов, а сейчас еще подтягиваются и экстрасенсы. Ищут здесь многие, кто свое собственное я, кто клады, кто успокоения. Ищут давно и очень упорно. Сегодняшние бабушки и дедушки, которые в детстве жили в этих местах, говорят, что, будучи детьми, постоянно искали клады. Но на вопрос: «Какие?» - ответа не дают. « Да мы уж и не помним, что взрослые тогда говорили». Может и так, а может, не хотят говорить.
Много здесь всего необычного. Вот и разрушенная церковь, тоже история.
Место здесь болотистое и сложно проходимое. Тем не менее, церковь здесь стоит с незапамятных времен. Когда была построена здесь первая церковь, сейчас уже, наверное, не знает никто. Но с уверенностью можно сказать, что в 1637 году церковь была и священнослужители были тоже. Есть легенда, что была она построена именно здесь, потому что здесь произошло явление толи Иконы Николая Чудотворца, толи видели самого Святого. И было это где-то в конце 15- начале 16 века. В связи с таким невероятным событием Ялмонт начал строительство церкви в честь Святого Чудотворца, а деревенька напротив, была названа Подсвятьем. Поскольку, не только оказалась свидетелем этого события, но и находилась по соседству с местом, тут-же названным Святым. Существует она под этим названием и по сей день. В 1754 году эта, как считается, первая церковь сгорела вместе со всеми книгами и письменами, включая и историю своего собственного возведения. Случилось это 14 июня 1754 года, а причиной тому стали «устрашающие» громы и молнии. Одна из молний и попала в купол храма. Решили строить новую, но в другом месте, более доступном для прихожан. И место уже определили, в небольшой роще рядом с деревней Ефремовской (возможно настоящее Ефремово), напротив Ялмонта. И тут снова происходит чудо, «Но угод. Божій св. Николай не избралъ оное, и его икона являлась трижды на прежде бывшемъ пепелище».
Народ не стал гневить Святого, и начал строительство нового храма на том же месте. В 1756 году 13 мая новая церковь была освящена.А в 1890 году мая 13 дня, ровно через 134 года после освещения, в воскресный день, за неделю до Троицы, около 9 часов после литургии, от оставленной на кануннице свечки, церковь сгорела до основания. «Крупное, слезное, удивительное и странное было событіе! Сильное огненное гореніе продолжалось часовъ до 3 пополудни, при самой тихой погоде. Обыкновенное гореніе остатковъ продолжалось до сутокъ» пишет все тот же диакон М. Сервилинъ.
Кирпичная церковь, в разрушенном виде сохранившаяся до наших дней, была заложена в тот же год, а именно в 1890-м . Ее строительство закончено в самом начале ХХ в. Она простояла меньше своих сгоревших предшественниц.
Говорят, что уже в 1918 году священнослужителей, из тех, кто уцелел, погнали на Соловки. Церковь оставлена на поругание. Иконы Николая Чудотворца в этих местах больше не появлялась.
А в 1918 году, в июне, в город Спас-Клепики в командировку для борьбы со спекуляцией выехали рязанские чекисты И.Канышев, А.Рябиков и агент Судебно–следственного отдела милиции г. Рязани В.Корчагин. Среди клепиковского населения распространились слухи, что во время реквизиций чекисты отнимают у граждан золотые вещи, отрубая пальцы вместе с кольцами, отбирают весь товар у базарных торговцев. Паника началась страшная. Хоть особенно богатых здесь и не было, но имущество и золото имели. В то время начальник волостной милиции, и ее единственный работник, был И.П.Таманский, по воспоминаниям современников, человек крайне неприятный и жестокий.
Утром 1 июля И.Канышев, А.Рябиков и В.Корчагин на железнодорожной станции Спас-Клепики готовили к отправке в Рязань реквизированный хлеб. Незадолго до отхода поезда на перроне собралась толпа, за которой чекисты стали наблюдать из окна вагона. Послышались крики, что под видом сотрудников ЧК скрываются грабители, и надо бы проверить у них документы. Все трое были вытащены прямо на рельсы, обезоружены и избиты. В бессознательном состоянии их поволокли к волостному совету, якобы для проверки документов. Придя в сознание, В.Корчагин бросился в здание, где был спрятан сторожем.
После этого на крыльцо вышел начальник И.П.Таманский и стал уговаривать людей разойтись. Его не послушали, сбили на землю, избили, а какой–то мальчик вытащил из ножен всегда вооруженного до зубов Таманского, шашку и заколол его. Несколько человек выволокли Корчагина на улицу и добили. К вечеру толпа разошлась. Пока происходили эти страшные события, народ, в этом не участвовавший, кинулся прятать добро.
Прятали, как могли, в слезах и спешке. У себя под домами и в домах боялись. Ждали карателей, и не напрасно. Кинулись по округе. Говорят, что добирались и до Дрошина и ее окрестностей.
Вот по сей день искатели чужого добра, и кружат по Ялмонту, как вороны. В надежде найти чужую тайну и боль, не боясь потревожить чужую душу. Некоторые неустрашимые и алчные даже в уцелевших стенах разрушенного храма клады изыскивают. А храм-то был построен в честь Николая Чудотворца. И не по чьему-то распоряжению, а по велению самого Святого. Кто слышал историю «Стояния Зои» да задумается.
Ну, а тому, кто соберется поехать сюда на рыбалку, пожелаем «Ни хвоста, ни чешуи»!
Наталья Шабанова
Использованы материалы Кузнецова М.В. Из истории Спас - Клепиковской милиции (1917 – 1937 гг.)
history-ryaza.ru
Комментарии
Ялмонть прекратило своё существование в 1970-х годах.Перечисленные деревни не принадлежали Ялмонти,а принадлежали приходу церкви Николая Чудотворца в Ялмонте.Клады ищите зря ,их там не было и нет.
Спасибо за комментарий!
Если кто поедет на рыбалку в Дрошино,не сочтите за труд,поместите фото деревни "изнутри",давно не видели.
Летом хотел, не раньше. Если буду там, размещу фото
Заранее душевное спасибо.
В храме проходили службы,закрыт был в 30-е годы.Не "разбирался"на кирпичи до 70-х/см.фото на сайте церковь Святой Елены и Константина/.Дьякон церкви Хатунцев Николай Александрович/1874г.р./,проживавший в с.Ялмонть,арестован 13.07.37.;священник Сервилин Валериан Матвеевич/1881г.р./,проживавший там же,арестован 13.07.37.Вечная им память.
Прошу исправить"заранее"
Пожалуйста, исправил!!!)))
Спасибо.
22 мая был отслужен молебен на месте восстанавливаемого храма Николая Чудотворца в Ялмонти. Помогай Бог в восстановлении.
Отправить комментарий