Когда-то источником горячей пищи в походе служил костёр. Его и сейчас можно использовать. Но это скорее элемент экзотики, походной романтики. И он по-прежнему незаменим в случаях, когда нужно согреться или высушить одежду. А вот пищу готовить на нём не очень удобно. Трудно регулировать жар, кусочки углей попадают в пищу, посуда в копоти... Кроме того, практичные люди подсчитали, что для приготовления пищи одному человеку нужно сжечь довольно много дров и потратить значительное количество времени. В общем, цивилизация предлагает сегодня некоторые альтернативные варианты. В принципе их можно разделить на три группы оборудования:
- газовое;
- жидкотопливное;
- твердотопливное.
Стоит отметить, что есть небольшая ниша универсальных агрегатов, работающих на двух или даже всех трёх видах топлива.
Газовое оборудование
Это самые простые приспособления для приготовления пищи в походных условиях. И них есть неоспоримые преимущества:
- не требуют ухода, чистки;
- легко и просто привести в рабочее состояние;
- не занимают много места, не тяжёлые;
- не коптят, можно использовать прямо в палатке;
- не требуют навыков пользования;
- погода не влияет на их работу.
Однако все эти достоинства уравновешивает один серьёзный недостаток. Горелка не будет работать без газа. Вот необходимость нести с собой довольно тяжёлый и не удобный баллон с газом (и чем длиннее поход и больше участников группы, тем больше нужно газа) и остужает восторг поклонников такого вида снаряжения.
Жидкотопливное оборудование
Самый яркий представитель такого источника тепла для приготовления пищи – примус. Теоретически его можно заправлять любой горючей жидкостью. Чаще всего, это автомобильный бензин, как наиболее доступный. Конечно, у примуса нет достоинств газового оборудования. Обращение с ним требует знаний о его устройстве и принципе работы. Примус не будет долго и исправно работать, если за ним не ухаживать, не чистить. К нему нужно будет докупить кое-какое оборудование:
- малолитражную канистру;
- воронку;
- фильтр для топлива.
Конечно, оно потребует дополнительных финансовых вложений, но поможет сэкономить их в будущем. Кроме этого, потребуется экран из стеклоткани. Им примус отгораживается для сохранения тепла, концентрации его в зоне приготовления пищи. Важно помнить, что стеклоткань нельзя встряхивать над посудой!
Кстати, в целях экономии топлива желательно использовать автоклав, либо использовать посуду с низкими стенками и широким дном. С этой же целью можно слегка модернизировать примус: увеличить отверстие форсунки на 0,1-0,2 миллиметра и заменить круглый двойной рассекатель на плоский. Кстати, признаком не плотной установки рассекателя является динамическое горение: пламя пропадает, примус «рычит», а рассекатель раскаляется.
Процесс запуска примуса довольно продолжительный и состоит из нескольких операций:
- заправка примуса топливом;
- нагнетание давления;
- прогрев горелки.
Для розжига примуса лучше использовать немного денатурата или сухого спирта. После завершения процесса приготовления пищи, пока примус не остыл, имеет смысл почистить его рабочую зону специальной иглой (она должна быть в комплекте). А затем стравить немного топлива остатками давления, максимально открыв регулятор подачи топлива, но, не поджигая форсунку. Это поможет быстрее разжечь примус в следующий раз. Каждый раз, когда в примусе будет сожжено 20 литров топлива, следует чистить форсунки автомобильным очистителем. Такую же операцию будет нелишним проделать и перед хранением примуса.
Не следует хранить топливо в примусе даже непродолжительное время. Лучше сливать остатки обратно в канистру. И пожалуй, самое главное, о чём нужно помнить, в процессе обращения с примусом и другим жидкотопливным оборудованием: оно пожароопасное! Следует проявлять особую осторожность и избегать открытого огня вблизи паров легковоспламеняющегося топлива! К примеру, нельзя хранить канистру с горючим в одной палатке с работающим примусом. Последствия небрежности могут быть самыми плачевными.
Такие же последствия ожидают тех, кто слишком хорошо «укутает» от ветра примус. Если он перегреется, сработает клапан, выпускающий лишнее давления из топливного бака – взрыв неизбежен! В качестве меры безопасности можно посоветовать заменить пружину клапана на более жёсткую или, вообще, его заглушить. Предположить, что из-за лишнего давления разорвёт топливный бачок примуса, теоретически можно, но практически такого ни разу не случалось. Они изготавливаются с весьма солидным запасом прочности. Но, на всякий случай накрытый экраном примус лучше ставить в крышку от его футляра, в которой будет снег или вода. Они помогут отвести и отдать воздуху лишнее тепло.
Есть у примусов и ещё один недостаток – засорение форсунки. Проявляется эта неисправность отсутствием шипения при попытке розжига. Если форсунка не очень сильно забита, поможет увеличение давления в бачке с помощью насоса. В случае если насос окажется бессильным, придётся откручивать ниппель и чистить его тонкой проволокой. При этом нужно соблюдать осторожность и не сломать иглу. В стационарных условиях можно полностью разобрать запорный клапан и почистить его шкуркой нулевого размера. Правда, после этого нужно будет заново уплотнить сальник ключа. Если топливный клапан шариковый, придётся снимать головку, фильтр и чистить шарик иглой или тонким шилом.
Твёрдотопливное оборудование
В последнее время, с учётом новых технологий, конкуренцию газовым и жидкотопливным приборам стали составлять мобильные версии обычной печки. Преимуществ у них несколько:
- Никаких проблем с топливом. В любой местности (особенно в лесной) найдётся сухостой, сухой тростник, шишки, хворост и т.д.
- Не требуется постоянный особый уход. Выгрузить золу и всё. Периодически чистить дымоход.
- Печь – не только возможность приготовления горячей пищи, но и, подобно костру, даст возможность погреться, высушить одежду, обувь.
- Абсолютно безопасно.
- Безотказное оборудование.
Конечно, без недостатков это оборудование тоже не обходится. Во-первых, требуется некоторый навык приготовления пищи в условиях невозможности регулировки подачи тепла. Во-вторых, топливо ещё нужно найти, собрать, заготовить. На это нужно время. В-третьих, ещё какое-то время уйдёт на розжиг печи, её прогрев. Правда, это время можно сократить за счёт применения сухого спирта или денатурата. Они же помогут поджечь сырые дрова. Кстати, если есть выбор, дрова предпочтительны берёзовые или хвойные. Также предпочтение отдаётся более плотной древесине, она дольше горит, выделяет больше тепла в единицу времени. И ещё один недостаток переносных печей – сажа. При сгорании некоторых видов древесины её на внутренних поверхностях дымоходов откладывается довольно много. Для борьбы с ней, кроме традиционной механической очистки, сейчас рекомендуются химические способы. Есть специальные смеси, которые в профилактических целях, добавляются в топку на раскалённые угли. Под воздействием температуры, капсулы разлагаются на вещества, которые разрушают структуру сажевых отложений и она осыпается вниз. Будет достаточно её просто вытряхнуть. Другой вариант очистки дымохода предусматривает воздействие аэрозолем на уже остывшую поверхность. После 10-15 минут сажа легко смывается или убирается тряпочкой.
Собственно сама возможность использовать принцип обычной печи в походных условиях появилась благодаря развитию технологий, изобретению новых материалов и сплавов. Походные туристические печи делятся на два вида: складные и переносные.
Складные варианты рассчитаны на приготовление пищи для одного-двух человек. Изготавливается из нержавеющих сплавов, способных противостоять высоким температурам. Среди её преимуществ на первое место выходит возможность транспортировки в сложенном состоянии, в котором она занимает минимальное место. Под стать размерам и вес: обычно такие печи не весят больше килограмма. Благодаря объёмам и производительности такие печи неприхотливы в выборе топлива. Подойдут: сухая трава, шишки, хворост, щепки. В большинстве случаев, такое оборудование имеет транспортировочный чехол. В сложенном состоянии, в чехле она не испачкает другие вещи.
Переносные туристические печи предназначены для приготовления пищи для группы туристов. Изготавливаются из алюминиевых сплавов. В комплект часто входит посуда, рассчитанная на 4-6 человек. Никакой дополнительной утвари не требуется, всё необходимое есть в комплекте. В транспортировочном виде представляет собой контейнер с габаритами порядка 30-40 сантиметров. Правда, вес некоторых моделей доходит до 10 килограмм. И топливо такой печи нужно посерьёзнее, травой и щепой её не нагреть – нужны дрова.
При всех своих недостатках походные печи вобрали в себя все преимущества других вариантов приготовления пищи в походных условиях.
Комментарии
Отправить комментарий